ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «CE»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «CE» разработана согласно Примерной программе, разработанной в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6070; 2009, N 1, ст. 21; N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4000; N 31, ст. 4196; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4590; N 30, ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4320; 2013, N 17, ст. 2032; N 19, ст. 2319; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4029; N 48, ст. 6165) (далее — Федеральный закон N 196-ФЗ), Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165), на основании Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5816), Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395), с изменением, внесенным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 977 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2013 г., регистрационный N 29969).
Содержание программы представлено пояснительной запиской, учебным планом, программами учебных предметов, планируемыми результатами освоения программы, условиями реализации программы, системой оценки результатов освоения программы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию программы.
Учебный план содержит перечень учебных предметов специального цикла с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия.
Специальный цикл включает учебные предметы:
«Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «CE» как объектов управления»;
«Основы управления транспортными средствами категории «CE»;
«Вождение транспортных средств категории «CE» с механической трансмиссией.
Рабочие программы учебных предметов раскрывают рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам.
Условия реализации программы содержат организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию программы.
Программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.
Программа может быть использована для разработки рабочей программы профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья при соблюдении условий, без которых невозможно или затруднительно освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «CE»
Таблица 1
Учебные предметы |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Учебные предметы специального цикла |
|||
Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «CE» как объектов управления. |
6 |
3 |
3 |
Основы управления транспортными средствами категории «CE». |
6 |
3 |
3 |
Вождение транспортных средств категории «CE» для транспортных средств с механической <1> |
24 |
— |
24 |
Квалификационный экзамен |
|||
Квалификационный экзамен |
4 |
2 |
2 |
Итого |
40 |
8 |
32 |
———————————
<1> Вождение проводится вне сетки учебного времени. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с механической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с механической трансмиссией..
3. ПРОГРАММА УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
3.1. Специальный цикл программы.
3.1.1. Учебный предмет «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «CE» как объектов управления».
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 2
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Устройство транспортных средств |
|||
Общее устройство прицепов, тягово-сцепных и опорно-сцепных устройств |
2 |
2 |
— |
Итого по разделу |
2 |
2 |
— |
Техническое обслуживание |
|||
Техническое обслуживание прицепов, тягово-сцепных и опорно-сцепных устройств |
1 |
1 |
— |
Подготовка автопоезда к движению <1> |
3 |
— |
3 |
Итого по разделу |
4 |
1 |
3 |
Итого |
6 |
3 |
3 |
———————————
<1> Практическое занятие проводится на учебном транспортном средстве.
Качество усвоения материала по учебному предмету оценивается преподавателем по итогам промежуточной аттестации.
3.1.1.1. Устройство транспортных средств.
Общее устройство прицепов: классификация прицепов; краткие технические характеристики прицепов категории О3, общее устройство прицепа, виды подвесок, применяемых на прицепах, назначение и устройство рабочей тормозной системы прицепа, электрооборудование прицепа, назначение и устройство узла сцепки, способы фиксации страховочных тросов (цепей), неисправности, при наличии которых запрещается эксплуатация прицепа.
3.1.1.2. Техническое обслуживание.
Техническое обслуживание прицепов: виды и периодичность технического обслуживания прицепов, контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание прицепов, подготовка прицепа к техническому осмотру.
Подготовка автопоезда к движению: проверка наличия смазки в механизме узла сцепки, проверка и доведение до нормы давления воздуха в шинах колес, проверка надежности соединения страховочных тросов (цепей), проверка работы внешних световых приборов прицепа.
3.2.1. Учебный предмет «Основы управления транспортными средствами категории «CE».
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 3
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Особенности управления автопоездом в штатных ситуациях |
3 |
2 |
1 |
Особенности управления автопоездом в нештатных ситуациях |
3 |
1 |
2 |
Итого |
6 |
3 |
3 |
Особенности управления автопоездом в штатных ситуациях: причины возникновения поперечных колебаний прицепа во время автопоезда; управление автопоездом при прохождении поворотов различного радиуса; выбор безопасной скорости и траектории движения; управление автопоездом при обгоне, опережении и встречном разъезде; маневрирование автопоезда в ограниченном пространстве; управление автопоездом при движении задним ходом; предотвращение «складывания» автопоезда при движении задним ходом; обеспечение безопасности при движении автопоезда задним ходом; особенности управления автопоезда в горной местности, на крутых подъемах и спусках; особенности управления автопоездом при движении по дороге с низким коэффициентом сцепления дорожного покрытия (в гололедицу); перевозка грузов в прицепах различного назначения; оптимальное размещение и крепление перевозимого груза; особенности управления автопоездом в зависимости от характеристик перевозимого груза; особенности управления автоцистерной. Решение ситуационных задач.
Особенности управления автопоездом в нештатных ситуациях: причины ухудшения курсовой устойчивости и «складывания» автопоезда при торможении; причины возникновения заноса и сноса прицепа; действия водителя с учетом типа привода тягача по предотвращению и прекращению заноса и сноса прицепа; действия водителя с учетом типа привода тягача при превышении безопасной скорости на входе автопоезда в поворот. Решение ситуационных задач.
3.3.1. Учебный предмет «Вождение транспортных средств категории «CE».
Распределение учебных часов по разделам и темам.
Таблица 4
Наименование заданий |
Количество часов практического обучения |
Первоначальное обучение вождению |
|
Приемы управления транспортным автопоездом |
5 |
Управление автопоездом в ограниченных проездах |
7 |
Итого по разделу |
12 |
Обучение вождению в условиях дорожного движения |
|
Вождение по учебным маршрутам <1> |
12 |
Итого по разделу |
12 |
Итого |
24 |
———————————
<1> Для выполнения задания учебной организацией разрабатываются маршруты, содержащие соответствующие участки дорог.
3.3.1.1. Первоначальное обучение вождению.
Приемы управления автопоездом: подготовка к выезду, сцепка автопоезда, проверка технического состояния автопоезда, начало движения, движение по кольцевому маршруту с увеличением и уменьшением скорости, торможение двигателем, остановка; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения; начало движения, движение с поворотами направо, налево и разворотом для движения в обратном направлении; начало движения вперед, движение по прямой, остановка, движение задним ходом по прямой, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка; начало движения вперед, движение по прямой, остановка, движение задним ходом с поворотами направо и налево, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка, расцепка автопоезда.
Управление автопоездом в ограниченных проездах: повороты налево и направо на 90 градусов при ограниченной ширине полосы движения (при движении вперед); начало движения задним ходом, въезд в «габаритный коридор» с поворотом на 90 градусов направо (налево), движение в «габаритном коридоре», подъезд задним бортом к имитатору погрузочной платформы (ряду стоек), остановка перед имитатором погрузочной платформы, выезд из «габаритного коридора» передним ходом в сторону, противоположную въезду в «габаритный коридор», остановка, начало движения задним ходом; проезд перекрестка и железнодорожного переезда; развороты без применения и с применением заднего хода; начало движения задним ходом, движение по прямой в «габаритном коридоре» задним ходом, остановка, начало движения передним ходом, движение по прямой в «габаритном коридоре» передним ходом, остановка.
3.3.1.2. Обучение вождению в условиях дорожного движения.
Вождение по учебным маршрутам: подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках, остановка и начало движения на различных участках дороги и в местах стоянки; подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, перестроения, повороты, разворот вне перекрестка, опережение, обгон, объезд препятствия и встречный разъезд, движение по мостам и путепроводам, проезд мест остановок маршрутных транспортных средств, пешеходных переходов и железнодорожных переездов; подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево, разворотом для движения в обратном направлении.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате освоения программы обучающиеся должны знать:
Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;
особенности управления составом транспортных средств в штатных и нештатных ситуациях.
В результате освоения программы обучающиеся должны уметь:
безопасно и эффективно управлять составом транспортных средств в различных условиях движения;
соблюдать Правила дорожного движения при управлении составом транспортных средств;
выполнять ежедневное техническое обслуживание состава транспортных средств;
устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации состава транспортных средств;
прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления составом транспортных средств;
своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;
совершенствовать свои навыки управления составом транспортных средств.